Каталог товаров
Список компаний
Справочник покупателя
Новости

ГОЛОС ОТРАСЛИ — CREON MARKET MONITOR


Рынок ПВХ восстанавливается за счет отложенного спроса.

По итогам первого полугодия суммарные объемы выпущенного на территории РФ поливинилхлорида (ПВХ) выросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., составив 509,3 тыс. тонн. Выработку смолы нарастили все российские заводы, кроме «Башкирской содовой компании», которая останавливала производство ПВХ в середине июня на пять дней из-за перебоев поставок этилена.
Внешние поставки суспензионного ПВХ (ПВХ-С) в Россию за январь-июнь 2020 г. увеличились на 5% г./г., достигнув 13,8 тыс. тонн. Главный прирост внешних поставок пришелся на смолу из США, также существенно выросли объемы закупок базового полимера в Европе.
Одновременно экспортные объемы за первое полугодие выросли и составили 110,4 тыс. тонн против 102,9 тыс. тонн годом ранее (+7%). Основным рынком сбыта российского ПВХ-С в 2020 г. стала Индия. Как сообщил директор по продажам Андрей Филёв, намерения нарастить азиатское направление экспорта специалистам CREON Group еще в апреле подтверждал «Саянскхимпласт».
Сегмент эмульсионного ПВХ (ПВХ-Э) остается импортозависимым с объемом внешних поставок на уровне 80 тыс. тонн в год.

Дефицит и повышение цен

Из-за ограничений COVID-19 в апреле и мае некоторые российские переработчики ПВХ вынужденно приостанавливали производства, после чего спрос на смолу серьезно упал. Начавшийся в июне сезон потребления и послабление карантинных мер резко изменили ситуацию на рынке: спрос начал динамично восстанавливаться. Однако плановые профилактические остановки сразу двух крупнейших заводов, суммарной мощностью порядка 680 тыс. тонн в год, — «Саянскхимпласт» (с 08/07 на 30 дней) и «РусВинил» (с 13/07 на 14 дней) — значительно сократили сырьевое предложение на российском рынке. Одновременно стоимость ПВХ-смолы на внешних рынках поднялась в среднем на 10%, что в свою очередь вернуло цену российского сырья к апрельскому уровню. В июле цена на ПВХ поднималась на 11% по сравнению с маем и июнем — до 82.000 руб. за тонну против 73.000 руб. (с НДС).
Трейдеры, не видя альтернатив замещения отечественного сырья в сложившейся валютной парадигме, согласны с прогнозами переработчиков по росту цен на ближайшее время: «Остановка
«РусВинила» и «Саянскхимпласта» создала искусственный ажиотаж и дефицит, повлекший удорожание ПВХ на 6-7 рублей за кг, и в августе по-прежнему планируется повышение цен».

Сегменты потребления

Наибольшее оживление наблюдается в сегменте оконного ПВХ-профиля, производители в один голос заявляют о взрывной волне отложенного спроса. По оценкам экспертов их оптимизм ограничен ожиданием скорого окончания сезона и второй волны коронавируса
Сегмент ПВХ-труб выходит на запланированные на текущий год объемы за счет федеральных проектов и строительства новых больниц для лечения коронавирусной инфекции.
Стабилизируется ситуация и в сегменте профильно-погонажных изделий, в частности, производители сайдинга, несмотря на общую просадку данного направления в РФ, говорят о наступлении «высокого сезона».

Производители упаковки (специальные и пищевые ПВХ-пленки) изменений по сравнению с прошлым годом не отмечают.
Сегмент мягких напольных покрытий восстанавливается более чем уверено, но одновременно растет конкуренция, когда крупные игроки выдавливают с рынка более мелких:
Эксперты отмечают, что сокращающийся десятый год подряд рынок кабельных пластикатов компенсирует карантинную просадку «отложенным спросом». Но даже невзирая на бум текущего момента, многие игроки предсказывают серьезное снижение по окончанию сезона.

Рециклинг и углеродный след

В Европе уже более 20 лет действует система переработки «пост-потребительских» ПВХ-окон, обеспечивающая практически безотходное производство ПВХ-профиля, а европейское законодательство в 100% случаев обязывает производителей применять вторичное сырье при изготовлении новых окон на территории ЕС.
Российские компании пока не столь охотно приобщаются к принципам «зеленых» технологий в переработке и применении вторичного ПВХ из-за существенных первоначальных капиталовложений. Так, среднее предприятие по производству оконного профиля должно вложить в технологии использования вторичного сырья минимум €3 млн. Однако постоянно растущие цены на первичное сырье оправдывают инвестиции в переработку.
Дополнительным фактором для развития системы ПВХ-рециклинга в России может стать углеродный сбор в размере $30 за тонну выбросов CO2, который Евросоюз собирается вводить в конце 2021 г. — начале 2022 г. Эта мера коснется не только углеродоемких поставок, но и косвенно отразится на всех секторах российской экономики. По оценкам аналитиков BCG, дополнительная налоговая нагрузка на отечественных экспортеров может составить от $3 млрд до $4,8 млрд в год. Однако опрошенные CREON Group российские производители ПВХ не видят рисков в планах ЕС.
«Европейский рынок для нас не столь актуален: доля поставок в страны ЕС занимает в экспортном портфеле компании довольно малую часть, — утверждает Андрей Филёв. — Азиатское направление экспорта было и остается наиболее приоритетным».

«Российский рынок ПВХ пока остается невосприимчивым к внешним факторам: производство избыточно, объем внутреннего потребления и цены регулируются за счет экспорта, а импорт позволяет балансировать спрос-предложение на время профилактических ремонтов предприятий. Переход на новый уровень должен стать приоритетной задачей для всех участников отечественного рынка ПВХ», — считает член правления CREON Group Ольга Журавлёва.

Данные предоставлены Командой CREON Group